Инста-блог White Art

Краткая история самого ужасного стоматолога Америки

Рассказ о “Безболезненном Паркере” и его зубном цирке, которые и поныне существуют в Филадельфийском музее

Ожерелье из зубок, которое "Безболезненный Паркер" носил, чтобы заманить к себе больных жертв.

Вырывать зубы в начале 1900-х было каким угодно, только не страшным. Представьте — вы забираетесь на заднее сиденье фургона, окруженного грохочущим духовым оркестром, сверкающими костюмированными женщинами — садитесь рядом с ведром, наполненным выдернутыми зубами, которое принес щеголеватый джентльмен с козлиной бородкой. В такт веселой мелодии оркестра вылезет ваш зуб, вам гарантировано безболезненное — и даже забавное! — удаление.

Конечно на самом деле это не так. Жертвы этой уловки, обманутые знаменитым дантистом “Безболезненным Паркером” и его “Зубоврачебным Цирком” — часто покидали такой прием охрипшими от криков боли. А в коллекции Исторического стоматологического музея Корнбергской школы стоматологии при Университете Темпл в Филадельфии вы можете полюбоваться красочными, хотя и вводящим в заблуждение заявлениями “стоматолога”, посмотрев на подборку его ужасающих артефактов — от ведра с зубами до ожерелья с нанизанными зубами и различной рекламы, которую он использовал, чтобы заманить клиентов.

Ведро с зубами Паркера


Газетная фотография Эдгара Рэндольфа Паркера, примерно в то время, когда он официально сменил свое имя на "Безболезненный Паркер" в 1915 году.

Эдгар Рэндольф “Безболезненный” Паркер (Edgar Randolph “Painless” Parker) начал свою стоматологическую практику в 1892 году, когда после окончания Филадельфийского стоматологического колледжа (ныне Школа стоматологии Темплского университета Мориса Корнберга), когда стоматология — при распространенном кариесе зубов — еще только зарождалась как профессия. По словам нынешнего декана колледжа, доктора Амида Исмаила — Паркер был ужасным студентом и закончил колледж только потому, что умолял своего декана об этом. Декан согласился, и Паркер переехал домой в Канаду, чтобы начать работать дантистом.

Но тут возникла проблема. В то время в этой профессии считалось неэтичным приглашать пациентов к себе — поэтому Паркер обнаружил, что после шести недель работы к нему все еще не пришел ни один пациент. Он решил отбросить этику и начать рекламную кампанию. В обмен на новый набор зубных протезов отчаявшийся дантист договорился с изготовителем вывесок сделать ему плакат с надписью “Безболезненный Паркер.” Его бизнес-идея была обманчиво проста: он вводил пациентам раствор разбавленного кокаина и вырывал им зубы. Безболезненное удаление будет стоить 50 центов, написао он на вывеске, или он заплатит пациенту 5 долларов.

Когда Паркер только стал дантистом, большинство кабинетов (в то время они назывались стоматологическими салонами) были невероятно антисанитарными, и дантисты там, как правило, не имели лицензии. Люди не хотели туда уходить, поэтому предпочитали лечить себя дома лекарствами, которые продавались без рецепта. Паркер начал свою практику, пытаясь воспользоваться этой ситуацией — отсутствием квалифицированных врачей и страхом пациентов перед болью. Он готовил раствор кокаина, но это не всегда срабатывало — иногда он просто давал своим пациентам стакан виски.

Но Паркер не собирался останавливаться на достигнутом. Надев цилиндр, фрак и ожерелье, которое он сделал из зубов (предположительно, 357 зубов, которые он вытащил однажды за один день, как он говорил), он сотрудничал с Уильямом Бибом, бывшим сотрудником Финеаса Тейлора Барнума (создателя известнейшего “цирка уродов”), чтобы создать передвижной “стоматологический цирк” в 1913 году. На шоу Паркер выводил из зала заранее посаженного туда человека и делал вид, что удаляет ему моляр — показывая зрителям уже вырванный зуб, который он прятал заранее, как доказательство того, что удаление было совершенно безболезненно. Затем под аккомпанемент духового оркестра, акробатов и танцующих женщин настоящие пациенты забирались в кресло для той же процедуры.

Пока он вытаскивал зуб, все еще по 50 центов за извлечение, Паркер постукивал ногой по земле, чтобы дать сигнал оркестру играть громче — эффективно заглушая болезненные крики пациента. Он все еще использовал раствор кокаина, но вместо того, чтобы вводить его, чтобы во рту наступило онемение, он впрыскивал его в нос — и это срабатывало только иногда, если вообще срабатывало. И все же Паркер сумел стать популярным. Пациентам и посетителям нравилось отвлекаться на духовой оркестр и остальной цирк. Благодаря оркестру никто не слышал стонов — и все, кроме несчастного пациента, полагали, что лечение ничуть не повредило.

Но когда Паркер переехал в Калифорнию, он оставил за собой толпу разъяренных, страдающих пациентов. Человека, который обманывал своих больных пациентов, ненавидели и его коллеги — Американская стоматологическая ассоциация даже называла его “угрозой достоинству профессии”.

Паркер выставил на продажу целую линейку средств для ухода за зубами, вроде этого ополаскивателя для рта.

“Любые положительные истории пациентов, скорее всего, были фальшивыми”, — сказал о нем доктор Исмаил. “На “Безболезненного Паркера” регулярно подавали в суд и он потерял свои стоматологические лицензии в нескольких штатах. Он был шоуменом больше, чем настоящим дантистом, и больше заботился об оказании дорогостоящей стоматологической помощи, чем о том, чтобы действительно принести пользу здоровью своих пациентов.”

По словам доктора Исмаила, он легально сменил имя на “Безболезненный Паркер” в 1915 году, открыв сеть из примерно 30 стоматологических “клиник Безболезненного Паркера” на западном побережье. В клиниках продавались стоматологические услуги и линейка стоматологических товаров — первая в своем роде. Хотя Паркер был торгашом и, возможно, мошенником, его вклад в стоматологический мир неоспорим. Он не только был первым, кто открыто рекламировал и открыл сеть клиник, но как ни странно, его можно считать отцом-основателем хорошей стоматологической практики.

Одна из рекламных карточек “Безболезненного Паркера”.

Самым бесспорным наследием Паркера в области стоматологии является его вклад в развитие профессиональной этики в стоматологии через его плохие поступки, шарлатанство и неустанную погоню за прибылью”, — сказал Исмаил.

Сегодня эти этические принципы сделали бы деятельность, подобную деятельности Паркера, немыслимой — хотя, по иронии судьбы, его кровавые действия помогли вдохновить их. И даже если идея лечиться в цирковой обстановке является в наше время абсолютным стоматологическим кошмаром, артефакты из его практики весьма интересны. Инструменты Паркера в музее стоят рядом с большой коллекцией предметов, они оживляют историю американской стоматологии — от старинных зубных протезов до ранних зубных щеток и стоматологических инструментов.

Паркер и эта коллекция "также служат предупреждением для потребителей даже сегодня", говорит Исмаил. “Научные данные должны оставаться основой клинической помощи в любой области здравоохранения. Иначе мы станем жертвами современных шарлатанов.”